Херсонес. Июль 1915 года

Херсонес. Святой равноапостольный князь Владимир
15 июля 1915 года исполнилось 900 лет со дня кончины св. равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси. В херсонесском архиве сохранились некоторые свидетельства о том, как эту годовщину отметили в Севастополе.
/Адаптированная версия моей статьи, вышедшей во Владимирском сборнике (Владимирский сборник. Материалы международных научных конференций «I и II Свято-Владимирские чтения». 2016 г.).

15 июля 1915 года исполнилось 900 лет со дня кончины св. равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси. Многие ученые, писатели, общественные деятели посвятили тогда равноапостольному князю проникновенные строки. Видный историк церкви Стефан Григорьевич Рункевич, выступив 28 марта на торжественном собрании Общества ревнителей истории с речью «Святой великий князь Владимир равноапостольный и сущность исторического его значения», задал парадигму чествования личности князя, как отца русской культуры, которая, как сказал оратор, «в эти дни подвергается испытаниям на глазах всего мира».

Русская батарея на Юго-Западном фронте. Кадр из кинохроники. 1915 год.
Мировая война незримо стояла за плечами тех, кто вспоминал в том году о святом Владимире, заставляя искать и находить в его свершениях опору государственности, подчеркивать его ратные подвиги, а иногда и смело приписывать ему современные общественные веяния. Так, известный литератор Владимир Лебедев в популярном очерке «На заре славянства», изданном в 1915 году, предположил даже что князь отверг веру немецких католиков так как «уже тогда зарождалась на Руси инстинктивная нелюбовь к немцам…».
Через сто лет подробно проанализировал историческую канву тех празднований современный нам писатель Алексей Поповкин: «Торжества 900-летия преставления святого князя планировались как своеобразное продолжение мероприятий, начатых в 1913 году празднованием 300-летия Дома Романовых. […] Осенью 1914 и весной 1915 года казалось, что «наследие Св. Владимира» — Львов и Перемышль, — теперь уже навсегда воссоединятся с коренной Русью, но лето 1915 года стало временем тяжёлого и неожиданного отступления. Требовалось новое напряжение общественных сил, новое духовное утешение. И Владимирские торжества стали таким долгожданным утешением» .

Собор Покрова Пресвятой Богородицы. Севастополь
Главными центрами торжеств стали Киев и Петроград, но каждая епархия России была вовлечена в празднования, в каждой из них, помимо исполнения обязательных повелений «повсеместно совершить торжественные богослужения, устроить крестные ходы и производить весь день колокольный звон в церквах», проводились особые церемонии, привлекались особые реликвии.
В херсонесском архиве сохранились некоторые свидетельства о том, как эту годовщину отметили в Севастополе.

Лаврентий Алексеевич Моисеев (1882 – 1946) археолог, член Императорской Археологической комиссии. Фото 1920-х гг.
Заведующим раскопками и «Складом древностей» в Херсонесе был тогда Лаврентий Алексеевич Моисеев, незадолго до начала войны окончивший Санкт-Петербургский университет. Август 1914 года застал его на стажировке в Германском археологическом институте, в Гейдельберге, куда он был направлен для подготовки к профессорскому званию. Спешно вернувшись в Россию, Моисеев поступил в распоряжение Императорской Археологической комиссии (далее — ИАК), которая и командировала его в Херсонес, где в это время совершилась внезапная вынужденная отставка Романа Христиановича Лепера.
Л.А. Моисеев очень скоро заслужил доверие Комиссии, так как успешно эвакуировал херсонесские древности в Харьков после обстрела Севастополя крейсером «Гебен», был избран в члены ИАК и назначен на должность.

граф Алексей Александрович Бобринский (1852 — 1927) — русский археолог, политический и государственный деятель
12 августа 1915 года Моисеев направил председателю ИАК графу А.А. Бобринскому рапорт (отчёт) о своей деятельности в Херсонесе, в котором содержалось и упоминание о памятных Владимирских торжествах: « … 15 июля с.г. в день 900-летия со дня кончины Св. Равноапостольного В.Кн. Владимира Херсонесский монастырь, празднуя этот день особенно торжественным богослужением, устроил, в сослужении 4-х архиереев с архиепископом Таврическим во главе, водосвятие в Уваровской базилике при многолюдном стечении молящихся, в присутствии высших военных и гражданских чинов».
Одновременно Лаврентий Алексеевич отсылает графу частное письмо, где говорит о том же: «В официальном рапорте я сообщаю о разных делах и событиях, здесь же я хочу порадовать Ваше Сиятельство сообщением о том, что 15го июля, в день годовщины 900-летия со дня кончины св. Владимира, монастырь устроил празднество с крестным ходом и освящением воды в «Уваровской базилике» — служило четыре епископа с архиепископом во главе. После всего был парадный обед. К торжеству я получил пригласительный билет, причем со стороны властей и духовенства Комиссии, в моем лице, было оказано большое внимание».

Престольный праздник в Херсонесском Свято-Владимирском монастыре. 15 июля 1910 года.
Кроме этого краткого свидетельства о торжественном богослужении, в херсонесском архиве сохранились документы, из которых нам становится ясно, что историческая фигура князя Владимира была призвана поднять патриотический дух подрастающего поколения в условиях военных поражений лета и осени 1915 года, названных «Великим отступлением». О том, как эту задачу выполняли севастопольские педагоги, можно судить по сообщениям в прессе того времени. В архивном деле за 1915 год Л.А. Моисеевым подшиты две газетные вырезки из «Крымского вестника» — заметки о гимназических экскурсиях в Херсонес (ниже цитируются полностью):
«Крымский Вестник» за 29 сентября 1915 г.:
26 сентября в гимназии госпожи Ахновской состоялось празднество в память исполнившегося в июле нынешнего года 900-летия со дня кончины равноапостольного Князя Владимира. Утром учащие и учащиеся присутствовали на литургии в Покровском соборе, а к 12 часам дня собрались в зале гимназии, где к этому случаю было приготовлено и вывешено на стене украшенное цветами изображение чествуемого просветителя Руси — снимок с работы Васнецова. Преподавательница истории М.Г. Гахова-Захарьевич произнесла речь о значении христианства в жизни русского народа в религиозно-нравственном, образовательном и политическом отношениях, а председатель педагогического совета Е.И. Бережков, с целью установить связь современности с воспоминаемым событием, выяснил громадную роль православия в развитии русской национальной самобытности, которую мы в настоящей отечественной войне отстаиваем от немецкого засилья, и в заключение прочитал патриотическое стихотворение А. Коринфского «В эти дни», приглашая учащихся постоянно быть сердцем в переживаемые нами тяжелые дни там же, где теперь «сердце родины всей», и всеми своими силами участвовать в той «жертве святой», которая приносится нашими доблестными защитниками на полях кровавых битв.

Аполлон Аполлонович Коринфский (1868 — 1937) — русский поэт, журналист, писатель, переводчик
Раздачей учащимся брошюры протоиерея Новика «Святой Равноапостольный Князь Владимир» закончилась утренняя часть празднества. После обеденного перерыва, в тот же день была совершена учащими и учащимися, во главе с председателем педагогического совета и г-жей начальницей гимназии, экскурсия в Херсонесский монастырь, где заведующий раскопками Л.А. Моисеев, заблаговременно предупрежденный об экскурсии и любезно согласившийся руководить ею при обозрении местных древностей, сделал перед помещением музея краткий, но весьма содержательный очерк истории города Херсонеса, остановившись на периодах древне-греческом, римском и византийском и иллюстрировав свое сообщение развешанными по стенам музея картами, а равно и специально подобранными предметами промышленности, найденными при раскопках, а затем провел экскурсантов по раскопкам, давая соответствующие объяснения и особенно остановив их внимание на месте и сохранившихся остатках фундамента той базилики, в крещальне которой, по наиболее вероятным предположениям, было совершено крещение св. Князя Владимира. В 6 часу вечера экскурсия возвратилась на заранее приготовленных линейках в Севастополь, оставив во всех участвующих светлые и памятные впечатления.

Здание гимназии А.А. Ахновской (ныне не существует). Севастополь
Вторая заметка, из того же «Крымского вестника», датирована 6 октября 1915 г.:
«Третьего дня в женской гимназии г-жи Дриттенпрейс состоялось празднование 900-летия со дня кончины св. равноапостольного Князя Владимира. В 11 ½ час. дня законоучитель гимназии о. Федор Анфилов обратился к учащимся с речью, посвященной жизни и деятельности св. Владимира. Затем было отслужено молебствие, по окончании которого председатель педагогического совета г. Лащенков прочитал реферат о значении воспоминаемого события. Указывая на то, что св. Владимир ввел на Руси христианскую веру, г. Лащенков призывал учениц руководствоваться в своей жизни принципами евангельского учения и не забывать находящихся на войне борцов за торжество истины и правды. После завтрака гимназистки всех классов совершили вместе с педагогами экскурсию в Херсонес, где ими были осмотрены все исторические достопримечательности, в том числе и место, на коем, как предполагают, принял крещение св. Владимир. Объяснения ученицам давала оставленная при высших женских курсах на кафедре археологии г-жа Прушевская».
Обе гимназии были частными, располагались в центре города, имели в своем распоряжении превосходные здания и штат высококвалифицированных преподавателей. Современными исследованиями отмечено, что в Крыму в начале XX века женское гимназическое образование получило большое развитие . Гимназия, принадлежавшая Анастасии Александровне Ахновской, считалась самой престижной в тогдашнем Севастополе, ее воспитанницы были, в основном, дочерьми состоятельных граждан.*

Воспитанницы гимназии Ахновской. Фото присланное из Франции (Морское Собрание в Париже). Владелец фото предполагает дату съемки 1915 год.
Гимназия госпожи Дриттенпрейс слыла более демократичной и «вольнодумной», известно, что девочки носили необычную клетчатую форму. Сохранилось в истории города и примечательное в контексте военного времени упоминание о том, что Вера Ивановна Дриттенпрейс в 1914 году была обвинена в шпионаже в пользу Германии, но обвинение не подтвердилось.
*Благодарю севастопольского историка Ольгу Ивановну Малиновскую за сообщение малоизвестных сведений о городских гимназиях в начале XX века.

Расположение гимназии госпожи Дриттенпрейс. Здание, предположительно, существует в перестроенном виде на улице Сергеева-Ценского (поликлиника КЧФ)
Поездка в Херсонес была в то время непростым предприятием – монастырь и раскопки располагались за городской чертой, как тогда писали – «в трёх верстах от Севастополя», военное шоссе проходило по пустынным местностям. Необходимо было нанимать транспорт, в данном случае, длинные экипажи – «линейки» (возможно, поэтому не все учебные заведения смогли организовать подобные экскурсии).

Вид на центральную часть Севастополя в начале ХХ в.
Интересно узнать из описания этих экскурсий, что, несмотря на эвакуацию множества экспонатов в Харьковский университет, в музее – «Складе местных древностей» оставалось, по-видимому, что показывать посетителям, хотя упомянутые карты (картины), развешанные по стенам, возможно, призваны были восполнить недостаток археологических объектов. Расположенный на берегу Карантинной бухты, музей обладал просторным двором, вполне подходящим для лекций на свежем воздухе.

Двор «Склада местных древностей». Фото 1910 г.
В деле за 1916 год хранится и более подробный итоговый отчёт Л.А. Моисеева в ИАК, который можно датировать январем или февралем 1916 г., где он снова упоминает о Свято-Владимирских торжествах, и сообщает об обеих гимназических экскурсиях: «… 15 июля, по случаю 900-летнего юбилея со дня кончины св. равноапостольного князя Владимира монастырем был устроен торжественный церковный ход в Уваровскую базилику, где, в сослужении собора епископов, с архиепископом Димитрием во главе, отслужен молебен с водосвятием и окроплением святой водой руин базилики и молящихся. Таким образом церковь как бы признала, что местом крещения св. князя Владимира нужно считать скорее крещальню при Уваровской базилике, чем остатки церкви, над которой воздвигнуто современное уродливое здание собора» [Неодобрительно о здании Владимирского собора Л.А. Моисеев отзывался и в других документах, считая, что оно слишком велико по размерам и зрительно подавляет окружающие руины византийского Херсона].

Крещальня Уваровской базилики. 1910 год. На дальнем плане часовой артиллерийской батареи, расположенной восточнее.
В рамках небольшой статьи, разумеется, невозможно дать даже самый общий очерк ученой дискуссии о локализации точного места крещения князя Владимира в Херсонесе, отметить придется лишь то, что крымское духовенство в начале ХХ в., вероятно следило за публикациями по этой теме. Широкую известность получила аргументация видного исследователя крымских древностей Александра Львовича Бертье-Делагарда, который в своем труде «Раскопки Херсонеса» писал: «Теперь, с открытием многих церквей, и особенно вышеописанной крещальни, стало очевидным, что кафедральною церковью Херсонеса была базилика, открытая гр. Уваровым; […] Мы решаемся утверждать, что крещение Владимира, если бы оно было в Херсонесе, могло быть только в этой кафедральной церкви, или лучше сказать в ея крещальне. То обстоятельство, что эта базилика не по «среди града», а на берегу моря, едва ли может иметь какое-нибудь значение: ошибка нашей летописи в таком второстепенном, чисто топографическом вопросе, как нельзя более возможна» . Следует сказать, что для времени, когда Александр Львович писал эти строки, характерно возрождение интереса к истории отечественного летописания, пробужденного трудами А.А. Шахматова и его сравнительно-текстовым методом, так что определенный ревизионизм по отношению к древнерусским хроникам был тогда весьма распространенной тенденцией в образованных кругах. Впрочем, о том, что именно эта базилика могла быть кафедральным храмом средневекового Херсона, сообщал еще её открыватель – граф А.С. Уваров.

Вид на раскопанную Уваровскую базилику. 1910 год.
Не менее интересно и описание экскурсий в Херсонес с точки зрения уже «принимающей стороны». О них Л.А. Моисеев докладывал графу следующим образом:

Учащаяся младшего класса гимназии Ахновской. (фото из фондов МГОиОС)
«26 сентября 1915 г. Херсонес посетила экскурсия Севастопольской женской гимназии Ахновской, находящейся под покровительством Великой Княгини Ксении Александровны. Начальница гимназии предварительно обратилась ко мне с просьбой содействовать целям экскурсии и руководить ею. К собравшимся во дворе музея гимназисткам, со своими преподавателями и начальством, я обратился с речью, в которой отметил отдельные моменты в жизни Херсонеса, влиявшие на его строительство и иллюстрировал имеющимися в складе древностей произведениями художественной промышленности все периоды жизни Херсонеса. Затем ознакомил слушателей с планом города и повел их к открытым раскопками развалинам. От 2 октября минувшего года за № 296 председатель Педагогического Совета гимназии Ахновской выразил мне благодарность от имени Совета за руководство вышеназванной экскурсией.
10 октября, с предварительного моего согласия Херсонес посетила экскурсия Севастопольской женской гимназии Дриттенпрейс, которая поставила себя целью ознакомиться, в память 900-летия смерти св. князя Владимира, с Корсунью эпохи Владимира. В виду того, что я должен был быть на Каче для осмотра мест предполагаемых раскопок кургана, я просил руководить экскурсией оставленную при Петроградских высших женских курсах Е.О. Прушевскую, совместно с которой мной заранее был выработан план вступительного слова . Дата экскурсии была указана Л.А. Моисеевым в этом документе неверно, из газетной заметки следует, что она состоялась 4 октября.
Подводя итог этому небольшому экскурсу в далёкий 1915 год, можно сделать вывод о том, что торжества по случаю 900-летия со дня кончины святого Владимира в Севастополе включали особый и абсолютно уникальный компонент – посещение подлинных остатков церковных зданий, участвовавших в летописных событиях.

Баптистерий (крещальня) Уваровской базилики. Фото начала ХХ века. Фотограф Вадим Николаевич Рот
В КАЧЕСТВЕ ПРИЛОЖЕНИЯ К ОЧЕРКУ:
Стихотворение «В эти дни» было опубликовано в журнале «Заря» за 8 февраля 1915 г.
Аполлон Коринфский
В ЭТИ ДНИ
В эти дни сердце родины — там,
Где не молкнет раскат канонады.
Сеют смерть где по бранным полям,
С диким воем взлетая, снаряды,
Там, где пуль роковая метель
Усыпляет бойцов за отчизну.
Где поет разрывная шрапнель
День и ночь заунывную тризну.
В эти дни сердце родины всей—
Там, где подвиг за подвигом новым
Осеняет ея сыновей
Ореолом героев суровым
Где работают наши штыки
Не за страх, а за русскую совесть,
Где читает судьба напрямки
Ратоборцам кровавую повесть.
В эти дни неразлучно оно
С теми славой повитыми вместе,
Кто кует — что ни день, то звено
В нашей воинской доблести-чести;
Там оно, где боец за бойцом,
Где ложится за витязем витязь,
Шепчет всем перед славным концом:
„К новой жизни от смерти проснитесь!..”
В эти дни сердце родины — там,
Где проходит святыми стопами
Сам Христос по затихшим полям,
Над полегшими в битвах бойцами.
Где кропит слезной влагой луга,
Взбагряневшие кровью от гнева
На поправшего Правду врага,
Богоматерь Пречистая Дева.
В эти дни там оно, где стоят,
Не клонясь под кровавой страдою,
Сын и муж ваш, отец ваш и брат,
Перед вражьею злобой лихою;
Там оно, это сердце, живет,
Идут где после каждой атаки
Санитары и сестры в обход,
Подбирая страдальцев в бараки.
В эти дни оно — с Красным Крестом,
Внемля раненых воплям и стонам,
На пути Милосердья своем,
День и ночь оставаясь бессонным.
Бодрость льет, как целебный бальзам,
О себе о самом забывая…
В эти дни сердце родины — там,
Где свершается жертва святая.
28 июля 2018 г.